Петр Манин: «Кто создаст аналог Tekla?»
29 июля 2025

Строительная сфера долгие годы сопротивлялась включению в общий трек цифровизации. Однако в последнее время она стремительно навёрстывает упущенное. О том, какие преимущества даёт применение BIM-проектирования, почему Дубай отстаёт от России на 2–3 года и когда произойдёт уберизация стройки, рассказал Петр Манин, директор по развитию бизнеса компании «Нанософт».

ИТ-разработки – в тренде или ждём лучших времен?
Как в целом, на ваш взгляд, можно оценить уровень развития цифровых технологий в России и каково её место в глобальной цифровой повестке?

В последние 15-20 лет в нашей стране этот уровень постепенно повышается, растёт вовлечение людей в цифровую культуру. Это означает, что не просто появляются новые инструменты, технологические решения, но они входят в жизнь компаний и их значимость понимают как топ-менеджеры и руководители, так и рядовые инженеры. Они осознают, что их работа благодаря цифровизации становится более эффективной.

Конечно, в России есть определённые пробелы в цифровой сфере, потому что до недавнего времени мы в основном использовали разработки зарубежных вендоров, а собственные развивали не так быстро, как хотелось бы. Но сейчас, когда существенная часть иностранных продуктов стала недоступной, а использование других оказалось затруднено, мы стремительно сокращаем это отставание.

У нас уже есть решения, которые не только не хуже общепризнанных мировых, но и показали более высокую эффективность. Пока не могу сказать, что мы закрыли абсолютно все задачи, потому что процесс создания классных цифровых продуктов небыстрый, в некоторых случаях он занимает десятки лет. Но динамика хорошая.

Правда, сейчас в связи со сложной экономической ситуацией многие компании сокращают программы развития, существенно уменьшая затраты на то, что не связано непосредственно с их производственной деятельностью. И, к сожалению, часто сокращаются и ИТ-бюджеты.

У нас хорошие исходные данные в отличие, например, от Дубая, который сейчас считается одним из центров развития ИТ. В России же отличная инженерная и техническая школа, мы имеем всю необходимую собственную базу для развития и внедрения технологий. По моим оценкам, ОАЭ отстают от нашей страны на два-три года. В ИТ это достаточно большой отрыв.

В своём выступлении на партнёрской конференции ЕВРАЗа All Inclusive вы говорили, что сегодня мы находимся на уровне развития Industry 4.0. Чем он отличается от предыдущих и чего можно ожидать в ближайшей перспективе?

Industry 4.0 условно отсчитывают от 2016 г., когда вышла книга немецкого экономиста Клауса Шваба «Четвёртая промышленная революция». Она характеризуется использованием искусственного интеллекта в производственной деятельности. В этом отличие от этапа Industry 3.0, стартовавшего в 1969-м, когда в производство активно внедрялись компьютеры.

Между 3.0 и 4.0 — огромный скачок: автономные роботы во многих процессах заменили человека, мы задействуем технологии дополненной реальности, цифровых двойников, облачные хранилища, большие данные.

Это актуально для всех направлений человеческой деятельности. Но вот строители долго сопротивлялись цифровизации. Они говорили: «Мы заливаем бетон, кладём кирпич — исключить человека из этого процесса не получится, поэтому все эти новые технологии нам не нужны».

В результате за последние 50 лет эффективность стройки повысилась на какие-то доли процентов. Строительство превратилось в один из самых отсталых с технологической точки зрения сегментов. Здесь много бумажной работы, дублирующих друг друга процессов и прочих атавизмов, которые в других индустриях, например в машиностроении, кажутся уже просто смешными.

Уберизация стройки
Сейчас, кажется, стройка разворачивается лицом к цифровым технологиям.

Да. Развивается и уже вошло в повседневную жизнь BIM-проектирование. BIM — это комплексный процесс реализации проектов, включающий создание и обмен информацией на всех стадиях жизненного цикла проекта.

На уровне Industry 3.0 происходила автоматизация производственных процессов, а сейчас идёт их цифровизация. Они принципиально отличаются: автоматизация — это улучшение текущей технологии, а цифровизация — это замена их на новые (благодаря использованию данных), которые до неузнаваемости преобразят технологический цикл.

Классический пример — уберизация, не только такси, но и доставки и других сфер. Весь процесс поменялся благодаря тому, что агрегаторы используют имеющиеся у них данные о заказчиках и исполнителях.

То же самое в отношении BIM: он является поставщиком цифровых машиночитаемых данных, которые используются для выполнения самых разных задач: планирования процесса стройки, расчётов стоимости строительства, автоматизации и контроля цепочек поставок и так далее. С помощью этих данных мы создаём цифровые двойники различных процессов, BIM позволяет нам проверять проект на коллизии, на соответствие ГОСТам, проектным стандартам заказчика.

BIM и цифровые инструменты — это ясность и прозрачность. С их помощью можно не только ускорить процесс разработки проекта, но и упростить эксплуатацию уже готового объекта. Ведь все данные о нём оцифрованы, классифицированы и доступны, они находятся в одном месте, их легко найти и использовать.

Насколько я знаю, главные адепты BIM — проектировщики, а вот заказчики менее охотно внедряют его в свою работу.

Да, это так: заказчики только сейчас начинают понимать, что они главные выгодоприобретатели, так как ответственны за весь жизненный цикл проекта, где можно большее количество процессов сделать эффективнее. Но постепенно ситуация меняется. Этому способствовали, в частности, примеры, когда при реализации крупных строительных проектов — например, «Лахта-центра» в Петербурге — приходилось многократно переделывать целый ряд работ, тратя на это время и деньги. Если бы результаты BIM-проектирования изначально были доступны заказчику, этого удалось бы избежать, так как цифровая модель кардинально снижает риск ошибок в проекте, позволяет быстро просчитать разные варианты и выбрать оптимальный.

Цифровые инструменты — это ясность и прозрачность
Есть ли цифровые инструменты, которые наиболее эффективны именно для стального строительства?

В нашей стране так сложилось, что наиболее используемый инструмент — это программа для проектирования металлических конструкций, разработанная финской компанией Tekla (сейчас принадлежит Trimble). Её авторы изначально фокусировались на сегменте стального строительства, у которого есть своя специфика.

Стальное строительство связано с использованием множества элементов и узлов, которые требуют высокого уровня детализации рабочего проекта. Программа должна иметь доступ к специальным библиотекам этих узлов. Если разработчик не предусмотрел этого «в коробке» софта, то довольно много времени уходит на то, чтобы это наработать.

Продукты Tekla в этом смысле удобные, функциональные, проектировщики пользуются ими уже много лет. Но есть и минусы: высокая стоимость и затруднённый доступ к лицензионным версиям в последние годы.

Поэтому сейчас разрабатываются отечественные аналоги. Например, наша компания создала собственный модуль в составе nanoCAD BIM Строительство, который даёт возможность проектировать в металле. Нам ещё есть что в нём улучшить, но это вопрос времени. Главное, что мы открыты к любым предложениям от рынка и хотим сделать его действительно мощным и удобным инструментом.

Как бы вы оценили сегодня востребованность стального строительства?

Раньше, например, жилые здания на основе металлических конструкций было трудно себе представить, да и по нормативам такое строительство не допускалось. Сейчас же стало возможным. Всё больше компаний смотрит в эту сторону.

В промышленном, инфраструктурном, логистическом строительстве, в медицинских объектах очень широко используется металлический каркас.

Какие современные технологии, помимо BIM, используются там на практике?

Как и в других сегментах, активно применяются съёмка с дронов и лазерное сканирование. Информация поступает в экосистему цифровых данных и даёт синергетический эффект от использования всех этих инструментов.

Например, помимо нового строительства, сейчас очень актуальна тема модернизации, перепроектирования старых промышленных зданий, которые десятилетиями не проходили реновацию. Чтобы реализовать такой проект, создают цифровую модель исходного объекта. Съёмка с дронов и лазерное сканирование помогают создать облако точек, на основе которых выстраивается цифровая модель. Она интегрируется с датчиками на объекте.

Это не просто удобно и экономит время, но ещё и безопасно, так как участие человека сильно уменьшается.

По мере распространения эти инструменты становятся более доступными для разных пользователей. Если раньше их могли позволить себе только богатые компании, например нефтегазовые, то теперь их применяют и в гражданском строительстве.

Для металлического строительства лазерное сканирование очень актуально, так как в процессе эксплуатации требуется мониторить нагрузки, выявляя усталость элементов. Есть и прочие нюансы, связанные с климатическими, геологическими условиями. Это сотни и сотни параметров. Чем более точно мы сможем их фиксировать и своевременно управлять ими, тем более качественным, безопасным будут обслуживание и эксплуатация объектов.

ИИ сэкономит минимум 30% времени
Можно представить, что в какой-то обозримой перспективе роль людей в процессе проектирования и строительства сведётся к минимуму?

Думаю, нас сильно потеснит искусственный интеллект, который сегодня становится важным драйвером в развитии проектирования и строительства. Например, ИИ возьмёт на себя существенную часть процессов, которые можно свести к алгоритмической автоматизации. Представьте, если бы рядом с инженером сидел программист, который воспроизвёл в цифровом виде действия этого инженера по созданию какого-то блока проекта. И этот алгоритм можно использовать для всех типовых проектов и их частей.

Машина делает то же самое, что человек, но намного быстрее и точнее. Таким образом мы убираем человека из целого ряда этапов, которые можно формализовать. Или даже из целого проекта, если это типизированная работа.

ИИ уже доказал свою эффективность в ряде задач. Он способен лучше, чем человек, разрабатывать квартирографию в жилом доме или предлагать интересные варианты фасадов для здания.

Считаю, что если применять ИИ вместо человека для проверки моделей по требованиям заказчика, то можно сэкономить около 30% времени. Я имею в виду работу, когда люди определяют, соответствует ли проект исходным требованиям заказчика. Если в команде работали десять человек, то троих можно будет освободить, чтобы занять на других участках.

То же самое касается проектирования. Я бы оценил объём работ, которые можно переложить на цифровые инструменты, в 15–20%. По большей части это касается создания чертежей, спецификаций. При этом сам проект делает человек, а искусственный интеллект помогает выполнить его оформление быстрее.

Тут мы сталкиваемся с другой проблемой: где взять столько специалистов, которые могут работать с цифровыми инструментами?

Это действительно проблема. Крупные компании способны перетягивать таких специалистов с рынка, обучать. Остальным приходится довольствоваться тем, что осталось.

В вузах сейчас, на мой взгляд, пока недостаточно глубоко подходят к подготовке специалистов. Соответствующие дисциплины для этого введены, но в основном формально: сократили часть одних предметов и включили те, что связаны с цифровыми технологиями.

Но нужно же и программы по остальным предметам менять в соответствии с изменившейся ролью цифровых технологий.

Совершенно верно! Нужна комплексная подготовка, а не просто обучение информационному моделированию.

С другой стороны, подготовиться к работе с прорывными технологиями невозможно. Ты просто не знаешь, к чему именно нужно готовиться, — технологии не случайно называются прорывными. Уже зрелым специалистам требуется постоянно развиваться и обучаться. Конечно, нужна специальная система мотивации для таких людей, ведь их собственные изменения помогут всей компании стать лучше и эффективнее.

В целом таких людей не так много, и стоимость их труда часто выше средней по рынку, но именно от них во многом зависит развитие компании. Я думаю, задача руководства — уделять повышенное внимание адептам технологий. Но при этом не оставлять в стороне и рядовых сотрудников, чтобы они осознавали значимость цифровизации и свою роль в общей работе компании, а не противостояли нововведениям.

Источник: evrazsteel.ru

Этот сайт использует cookies. Пользуясь сайтом, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных. Подробнее