Проектирование и информационное моделирование мостовых сооружений в nanoCAD. Опыт АО «Институт «Стройпроект»
5 ноября 2025

Специалисты АО «Институт «Стройпроект» (входит в АО «ГК Нацпроектстрой») – об особенностях проектирования мостовых конструкций, преодолении сложностей при освоении продуктов линейки nanoCAD, а также об опыте адаптации программы nanoCAD BIM Конструкции под потребности предприятия.

Заказчик

АО «Институт «Стройпроект» – одна из крупнейших российских компаний с более чем 30-летним опытом проектирования транспортной инфраструктуры. Основная сфера деятельности – проектирование автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, аэропортов. В портфеле компании крупнейшие инфраструктурные объекты, которые становятся настоящими визитными карточками многих городов России:

  • скоростные автодороги М-12 «Восток», М-11 «Нева», М-7 «Волга», М-4 «Дон»;
  • развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;
  • высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург;
  • центральный мост в Новосибирске;
  • вантовый мост через Оку в Муроме;
  • аэропортовые комплексы в Брянске, Левашово, Краснодаре и многие другие.

Задачи

Одним из ключевых направлений деятельности института «Стройпроект» является проектирование мостовых сооружений, поэтому проектировщики регулярно сталкиваются с рядом особенностей, имеющих отношение именно к проектированию мостов, и решают соответствующие задачи:

  • проектирование ведется «сверху вниз». Основа проекта – ось. Это главное из исходных данных, от которого зависят мостовое полотно, пролетное строение и остальные конструкции. Любое изменение оси приводит к полному изменению этих конструкций;
  • в мостовых конструкциях мало ортогонального и простого. Такие конструкции – сложная геометрия, где зачастую всё расположено под углами, на радиусе и практически нет ничего прямоугольного. Поэтому при выводе чертежей может быть недостаточно обычной проекции. Если мост находится на кривой, необходима развертка, которая будет это показывать. Нужен дополнительный инструмент для вывода чертежей;
  • проектировщики транспортной инфраструктуры обычно работают с протяженными объектами в больших координатах. Продукт, в котором разрабатывается модель, должен уметь работать с этими большими координатами.

До перехода на российские технологии проектирования и информационного моделирования институт использовал две системы от иностранных вендоров: одну для разработки 2D-документации, вторую для 3D-моделирования. Санкционные ограничения 2016 и 2022 годов подвигли проектировщиков к освоению, причем в минимальные сроки, отечественной Платформы nanoCAD.

САПР необходима институту для 2D-проектирования мостовых конструкций, формирования спецификаций и ведомостей, оформления чертежей. И, конечно, для разработки информационных 3D-моделей конструкций с последующим получением проектной документации.

Институт «Стройпроект» уже много лет активно развивает направление ТИМ. Этот процесс стартовал задолго до появления Постановлений Правительства № 331 от 5 марта 2021 года и № 614 от 17 мая 2024 года, обязавших вести информационную модель. Первая такая модель была здесь выполнена еще в 2016-м силами специально созданной для реализации BIM-задач дочерней компании «С-ИНФО», которая также участвовала в разработке первых нормативных документов, регулирующих требования к разработке ИМ-объектов транспортной инфраструктуры.

Сегодня, когда действуют Постановления № 331 и 614, предписывающие обязательное применение ТИМ, стала очевидной своевременность выбранного курса, который не только подтверждается актуальными нормами, но и поддержан высоким спросом со стороны заказчиков, оценивших эффективность и точность цифровых решений.

Продукты «Нанософт»

Платформа nanoCAD – для разработки 2D-документации.

nanoCAD BIM Конструкции (с 23 октября 2024 года продукт поставляется как nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)) – для 3D-моделирования.

Партнер «Нанософт» по внедрению

«РОМБИТ» – премьер-партнер, фокус-партнер по направлениям «Конструкции», «Инженерия».

Почему nanoCAD стал оптимальным выбором

В качестве возможной замены зарубежных решений специалисты института рассмотрели несколько программ для работы с 2D-информацией, каждая из которых имела свои плюсы и минусы. В итоге была выбрана Платформа nanoCAD. Причин тому несколько:

  • поддержка работы с объемными файлами, которую не предоставляли другие САПР;
  • удобная работа с таблицами;
  • скорость и корректность печати сложных чертежей.

Также учитывалась простота адаптации и настройки – в частности, удобство формирования пакета установки с общими настройками.

Ключевую роль при выборе ТИМ сыграли наличие базовых инструментов моделирования и возможность работать с конструкциями в реальных (больших), а не в локальных координатах. nanoCAD BIM Строительство с этим успешно справляется, а также обладает дополнительными преимуществами. Одно из них – знакомый пользовательский интерфейс Платформы nanoCAD, которая к тому времени уже была внедрена в институте. Другое преимущество – работа со знакомыми форматами файлов: *.dwg, привычным по работе с 2D-документацией, и IFC, необходимым для передачи модели из nanoCAD в ПО «S-Info» – специальную отечественную разработку, предназначенную для сборки сводной информационной модели линейных объектов и не имеющую аналогов на российском рынке.

«Мостовое проектирование имеет свои особенности и на сегодня остается очень сложным даже для современных программ. Но конфигурация “Конструкции” программы nanoCAD BIM Строительство – это хорошая база, ориентируясь на которую, дополняя ее творческим подходом проектировщиков и ключевыми доработками разработчиков ПО (параметрическая ось, развертка и т.д.), можно будет работать над проектами мостов».

Татьяна Александровна Помельникова
Татьяна Александровна Помельникова
начальник отдела технологий информационного проектирования АО «Институт «Стройпроект»
Реализация масштабных инфраструктурных задач

При переходе с зарубежной 2D-платформы на отечественную проектировщики института «Стройпроект» успешно преодолели сложности, связанные с непривычными моментами в интерфейсе, новыми настройками, «горячими» клавишами и дополнительными приложениями. Почти бесшовный переход реализован благодаря специалистам высокого уровня – сотрудникам управления информационных технологий. Они учли большинство нюансов и сделали переход максимально безболезненным. Благодаря качественно подготовленному рабочему пространству, а также готовности к освоению нового, проявленной инженерами предприятия, большая часть проектов, выполненных за последние годы, разработана именно на Платформе nanoCAD.

Что касается объектов, в работе над которыми использовались технологии информационного моделирования, ключевые из них - обход Нижнекамска и Набережных Челнов в составе автодороги М-12 «Восток» и развитие Восточного полигона БАМ-3. Для них смоделировано более 30 мостов, 18 труб, а также путепроводы и другие мостовые конструкции. Часть этих работ выполнена с применением программы nanoCAD BIM Строительство (рис. 1).

Рис. 1. Мост, частично смоделированный в nanoCAD BIM Строительство для БАМ-3

Процесс работы с информационной моделью состоит из трех этапов:

  1. моделирование – «подъем» чертежей из 2D-документации;
  2. проектирование – разработка модели на основе минимальных исходных данных;
  3. конструирование – армирование конструкций.

Важный фактор моделирования

3D-модели создаются без больших сложностей. Институт «Стройпроект» совместно с коллегами из компании «РОМБИТ» организовал уже три потока обучения. Как результат, инженеры, которые до этого не работали с 3D-пространством, смогли разрабатывать уникальные конструкции (рис. 2). 

Рис. 2. Конструкции, созданные в nanoCAD BIM Строительство инженерами института «Стройпроект»
Важный фактор проектирования

Удобная библиотека элементов. Автодорожные балочные и железнодорожные мосты зачастую являются типовыми, поэтому инженеры института «Стройпроект» самостоятельно сформировали библиотеку параметризованных элементов (рис. 3), которые можно многократно изменять в процессе проектирования. Это специфические мостовые конструкции, поэтому изначально такой библиотеки в nanoCAD не было.

Рис. 3. Библиотека элементов в программе nanoCAD BIM Строительство
Поддержка и помощь

Со всеми вопросами и сложностями, которые возникают в процессе работы с программами, проектировщики всегда могут обратиться к специалистам «РОМБИТ», технической поддержке «Нанософт» и ООО «С-ИНФО».

«Применение технологий информационного моделирования в мостостроении способствует развитию отраслевых ТИМ, а значит и совершенствованию всего транспортного проектирования. Мы заинтересованы в хорошем продукте для проектирования мостов, готовы участвовать в его развитии и регулярно передаем разработчикам nanoCAD обратную связь, чтобы они точечно улучшали свои решения».

Татьяна Александровна Помельникова
Татьяна Александровна Помельникова
начальник отдела технологий информационного проектирования АО «Институт «Стройпроект»

Этот сайт использует cookies. Пользуясь сайтом, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных. Подробнее